Козельский полигон ядохимикатов снова стал вероятной причиной экологической катастрофы, которая произошла на Камчатке в сентябре 2020 года, сообщает ИА DEITA.RU.
Независимый эколог Георгий Каваносян инициировал исследование почвы и подземных вод рядом с объектом, а также акватории Авачинского залива, в котором осенью вымерло подавляющее большинство донных организмов, а несколько серфингистов получили ожоги роговицы. Официальной причиной трагедии признали «красный прилив» - цветение токсичного фитопланктона. На Козельский полигон тогда обратили внимание, но пришли к выводу, что в ручьях и родниках возле могильника вода настолько чиста, что её спокойно можно пить. Хотя уже тогда экологи подозревали, что с полигоном что-то не так: на нём была повреждена защитная мембрана.
И вот недавнее исследование, проведённое химическим факультетом МГУ им. Ломоносова по заказу Каваносяна, показало, наконец, неутешительные результаты. В пробах грунта обнаружено вредное вещество (производная пестицида), обладающее теми же свойствами, что и ядовитый планктон: вызывает ожоги кожи и глаз у человека, а для морских обитателей оно крайне токсично.
Учёные предполагают, что вещество в высокой концентрации могло попасть в океан, распространиться по дну и спровоцировать массовое вымирание гидробионтов.
На Козельском полигоне уже фиксировали утечки. В Авачинском заливе выявляли многократное превышение предельно допустимой концентрации фенола и мышьяка, в реке Налычева и её притоках – тетрахлорметана. Это всё в пробах, отобранных государственным органами. Гринпис нашёл соединения токсичных тяжёлых металлов и других веществ, которых в окружающей среде быть не должно.
Однако полигон всё равно был исключён из «списка подозреваемых». На всякий случай могильник решили причислить к потенциально опасным объектам и разработать дорожную карту по его ликвидации.
Гринпис потребовал от Генпрокуратуры обратить пристальное внимание на Козельский полигон, а также проверить, насколько ответственно и компетентно региональное Минприроды подошло прошлой к вопросу безопасности могильника.