Истощен, но перспективен: эксперты Трутнева оценили шансы Сахалина 

18 ноября 2021, 19:30
Дальний Восток Политика Экономика

Истощен, но перспективен: эксперты Трутнева оценили шансы Сахалина 

«Востогосплан» провел мониторинг дальневосточных регионов, сообщает ИА DEITA.RU.
По данным на 2020 год на Сахалине проживает 488 тысяч человек. Отток населения не самый масштабный, если сравнивать с другими регионами Дальнего Востока. В 2019 году область покинули 13,9 тысяч человек. Основная часть населения Сахалинской области проживает в южной части острова, а также вдоль железной и автомобильной дороги.

Эксперты приходят к выводу, что главным двигателем развития островных территорий по-прежнему является нефтегазовая сфера. 

Ключевыми проектами нефтегазовой отрасли в Сахалинской области остаются «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые обеспечивают основной объем добычи углеводородов (90,5 % добычи нефти и конденсата и 90 % добычи газа). Проекты ориентированы на экспорт продукции и функционируют в условиях специального налогового режима «соглашение о разделе продукции».

Однако велико социальное расслоение между теми, кто работает в сфере нефтегазовой промышленности, и теми, кто занят в сфере услуг и прочих стандартных рабочих сферах. Если первые имеют хорошие зарплаты и в общем могут считаться людьми с удобоваримым достатком, то для вторых уровень доходов не так высок. Отсюда – рост маргинальных настроений.

Инфраструктура острова также сильно зависит от близости либо удаленности трасс и агломераций. 

Эксперты отмечают активное развитие дорожной сети, а также технологии связи – более 90 процентов магистралей находятся в зоне действия сетей, а также более 90 процентов жителей территорий имеют возможность доступа в Интернет. При этом жилищное строительство несет большие риски. Высокая сейсмичность региона повышает требования к безопасности при жилищном строительстве и при сооружении и поддержании объектов инфраструктуры и хозяйственной деятельности, что является ограничивающим фактором освоения островов. 

Состояние портовой инфраструктуры большинства портов области неудовлетворительное. При множестве устаревших универсальных причалов наблюдается дефицит современных специализированных перегрузочных комплексов. «Востокгосплан» отмечает сильный дисбаланс в инфраструктурном развитии острова Сахалин и Курил. Если первый относительно заселен и «подключен» к благам цивилизации, то Курильская гряда по-прежнему является полудикой территорией. 

Эксперты, работающие под началом полпреда Трутнева, разработали несколько предложений о развитии области. Так, учитывая богатую ресурсную базу и выгодное географическое положение (близость к странам АТР), значительный потенциал есть в развитии минерально-сырьевого комплекса. Однако необходимо развивать обработку сырья – вплоть до конечных нефтехимических продуктов, а не гнать «сырец» в соседние регионы и страны. 

В логистике основной проблемой, ограничивающей развитие, является отсутствие постоянной транспортной связи с материком. При том, что Сахалин является одним из самых самостоятельных регионов страны, проблему постоянной транспортной связи с материком решить своими силами невозможно. Речь идет о строительстве моста через Татарский пролив, что активно обсуждалось в Кремле в последние годы. Но на данном этапе конкретики нет. 

Сильно влияют на экономику рыночные цены и спрос на сырье, динамика валютных курсов, что повышает риски устойчивости экономики, бюджетной и социальной сферы, отмечают эксперты. Поэтому актуальным направлением для региона является повышение устойчивости через диверсификацию видов экономической деятельности и поддержка несырьевых проектов развития. 

Также региону мешает относительно небольшая численность населения и высокий миграционный отток. Основная часть трудовых ресурсов области не участвует в основной экономической специализации региона, не получает доходов от ее функционирования, что порождает социальное недовольство.

Наконец, портовая инфраструктура нуждается в срочной модернизации. Из-за особенностей рельефа суда с большой грузоподъемностью туда не захотят, что, в частности, может лишить Сахалин участия в Северном морском пути. Необходимы работы по модернизации и углублению.

Наличие значительных и разнообразных запасов водных ресурсов в акватории региона и близость к странам АТР создают предпосылки для наращивания производства и объемов экспорта продукции в страны АТР. Кроме того, эксперты призывают перенаправить часть выручки в развитие несырьевых отраслей как способ повышения устойчивости экономической системы от действия конъюнктурных факторов и доходов жителей региона.

Автор: Василий Кучин