Шахтёры, работавшие в шахте «Листвяжная», рассказали о постоянных нарушениях безопасности на объекте, сообщили ИА DEITA.RU.
Один из горняков, Николай Алимов, рассказал в беседе с «Лентой.ру», что датчики метана в шахте были заклеены – при повышении до опасного уровня в ней должно отключаться электричество, но этого не происходило.
Среди рабочих ходили слухи, что на одном из разрезов компании «СДС-Уголь» произошла авария и предприятие переложило план по добыче угля на другой свой объект – Листвяжную шахту. За отказ выходить на работу горняков штрафовали, опасаясь срывов планов.
В 2018 году проходчики «Листвяжной» установили рекорд по проходке, и с тех пор руководство решило эксплуатировать человеческий ресурс ещё интенсивнее – раз люди могут так работать. А профсоюзное влияние в этой сфере весьма невелико – обращаться шахтёры могут куда угодно, но за обращением ничего не последует.
Кроме того, шахтёром некуда было бы податься при увольнении – заводов не осталось, никаких предприятий не осталось, только другие шахты да торговля.
«Всех посадили в кредитную кабалу, каждый боится за свое место и лишний раз ничего не скажет», - резюмировал Алиев.
Другой горняк, пожелавший скрыть своё настоящее имя, признался, что для шахты постепенно повышали допустимый процент содержания метана, при котором горняки могли продолжать работу, с одного до восьми процентов (напряжение должно было отключаться при двух процентах, но благодаря махинациям этого не происходило). Как и Алиев, он рассказал, что горнякам, переживающим за безопасность, грозили рублём: «Не будет угля – ничего не получите».
Прокуратура Кемеровской области создала анонимную горячую линию для горняков и их семей, на которую можно сообщать о нарушениях в шахтах.
Трагедия на шахте «Листвяжная» произошла утром 25 ноября. В шахте загорелась угольная пыль, началось задымление, затем произошёл взрыв метана.
В шахте погибли 46 горняков и пятеро спасателей, они погибли из-за отравления окисью углерода (угарным газом). Предельная концентрация окиси углерода в воздухе составляет 0,25%, в день трагедии она достигла 7%.
Изначально сообщалось о гибели шести горноспасателей, но один из них, 51-летний Александр Заковряшин, выбрался на поверхность уже после того, как его объявили погибшим. Он идёт на поправку, после выздоровления планирует продолжать работу горноспасателя.
Пострадавших в результате трагедии – 96 человек, включая 43 спасателей. Госпитализация потребовалась 41 пострадавшему, в том числе 22 спасателям.
Возбуждено уголовное дело о нарушении безопасности на опасных промышленных объектах и о смертельной халатности. В первом случае подозреваемыми являются руководители шахты, во втором случае – проверяющие из Ростехнадзора, которые составили акты о проверке вентиляционного штрека без проведения самой проверки. Дела объединили в одно производство.