С началом специальной военной операции на Украине в российском обществе заговорили о расколе, основанном на разнице отношений к данном событию. В том, что кроется за пацифистскими настроениями, кому они присущи и на чем основаны, разбиралось DEITA.RU.
Приятно кому-то или нет, но Россия – это капиталистическое государство, до сих пор в большей или меньшей степени встроенное в систему мирового хозяйствования, а с учетом экспорториентированной экономики во многом от этой системы зависимое. Можно, конечно, не соглашаться, но, например, внезапное внедрение на Западе какой-нибудь прорывной технологии из области «зеленой энергетики» ударит по Москве не меньше, чем российское «газовое давление» по Европе. Таким же образом встраивалась в западную, читай мировую систему социальных связей и большая часть российского общества. Еще 8-10 лет мультикультурализм в РФ считался скорее плюсом, нежели минусом, а функционеры даже партии власти вполне официально ездили на стажировки к своим вашингтонским коллегам. Причем особо они этого и не скрывали. Когда в 2013 году фракция КПРФ в Госдуме попыталась поставить своим коллегам такие вояжи, что называется, «на вид», председатель Координационного совета «Молодой Гвардии Единой России» и депутат ГД Прокопенко обвинил «красных» в неуместной эмоциональности и потребовал не начинать «охоту на ведьм» из-за «учебы по обмену опытом».
Непонятно в данном контексте некоторое удивление российского политического руководства тем, что это в общем-то сформировавшееся общество потребления не очень позитивно встретило весть о полной смене социальной парадигмы с потребительской на прогрессивно-патриотическую, да еще и сдобренную призывом не просто «затянуть пояса», а затянуть армейский ремень, взять автомат и залезть в окоп.
Наиболее ярко устоявшиеся в обществе ценности проиллюстрировала, конечно же, объявленная президентом Путиным частичная мобилизация – молодые жители крупных городов, еще вчера клеившие на свои авто лозунги типа: «Спасибо деду за Победу!», «Надо, можем повторить!» рванули повторять не на Берлин или Киев, а в Алма-Ату, Бишкек и Тбилиси, а некоторые добрались даже до Улан-Батора.
Можно ли осуждать этих вполне половозрелых особей мужского пола? С точки зрения российской военной морали текущего дня, наверное, даже должно, но вот в целом… Вполне нормальная реакция для стандартного капиталистического общества. В США во время объявленного призыва мужчин на войну во Вьетнаме более 200 000 тысяч попали под уголовную или административную ответственность за уклонение или отказ от воинской службы, а почти 100 000 человек выехали за пределы США, в основном в Канаду, Мексику, страны Европы.
Примерно по тем же принципам, что и остальное общество, существует и современная российская элита. Известный российский писатель и один из идеологов «Русского мира» Захар Прилепин говорит о том, что пацифисты присутствуют даже Министерстве обороны РФ. Однако едва ли этих людей можно считать сторонниками мира, как такового. Скорее эти граждане желали бы вернуть всю сегодняшнюю ситуацию на исходную позицию с возможностью свободно посещать свою заграничную недвижимость, летать в отпуска несколько раз в год и хранить накопления на зарубежных счетах, оформленных на родственников или вовсе подставных лиц. И это вполне нормально для стандартного капиталистического общества. Разделения по государственному и национальному принципу со второй половины 20 века стали чужды мировому капитализму, отсюда и возникли понятия "глобализации" и "мировой экономики", вот в эту систему мировых отношений и пыталась встроиться российская элита. Однако поскольку полностью дезавуировать влияние политических процессов на мировое хозяйство не получилось, многие из российских олигархов уровня Березовского, Дерипаски или Фридмана пытались еще и сблизиться с политическим руководством Запада, оказывая им разного рода услуги, однако и это в большинстве случаев не привело к желаемым результатам. Сейчас вот только всплывший из ниоткуда Роман Абрамович пытается встроиться в переговорный процесс по Украине.
К сожалению, или счастью, богатство еще не является безоговорочным признаком ума, аналитических способностей или провидческого дара. Условный пацифизм многих российских руководителей, стремление к миру любой ценой – не более чем желание вернуться в зону комфорта, однако понимание того, что в этой новой зоне яхту или «Челси» им могут не вернуть, похоже, отсутствует напрочь, но желание, то есть…. Понятно, что Запад не оставляет надежды использовать российские межэлитные противоречия во вред России, владелец Альфа-Банка Михаил Фридман прямо заявлял, что российский капитал пытались заставить повилять на Путина, однако сейчас на этом фронте пока сохраняется опасное затишье, ну если не считать претензий Абрамовича на лавры Киссинджера с его «челночной дипломатией». Ждать ли чего-то? К сожалению, все более очевидно, что прогнозы действий любых элит в современной действительности - дело неблагодарное.