Россияне к середине 2025 года значительно увеличили сумму просроченных по кредитам выплат, которая достигла рекордных полтора триллиона рублей.
Такое резкое повышение уровня задолженности стало следствием того, что многие граждане накопили привычку покрывать имеющиеся долги за счёт оформления новых займов.
О том, что это в полной мере относится и ко многим российским пенсионерам, предупредили представители Сбербанка, сообщает ИА DEITA.RU.
Однако в текущих экономических условиях, когда денежно-кредитная политика государства заметно ужесточилась, возможности для рефинансирования старых долгов существенно сократились. Это создало дополнительные трудности для должников, вынуждая их искать иные выходы из долгового кризиса.
На фоне массового роста просроченных обязательств активизировался так называемый рынок «раздолжнителей» — юридических и финансовых посредников, которые обещают клиентам полный выход из долговой нагрузки, вплоть до «списания всех долгов».
Однако специалисты Сбербанка предупредили пенсионеров, имеющих долги, о высокой опасности подобных предложений: в большинстве случаев обращение к этим посредникам приводит к ухудшению финансового положения, а не к избавлению от долгов.
Широкое распространение рекламы услуг «раздолжнителей» по телевидению и в СМИ только усугубляет ситуацию. Для потенциальных клиентов масштабная реклама создает впечатление, что такие компании действуют легально и надежно, а их обещания гарантированы.
Юридически такой бизнес действительно относится к сфере консалтинга или юридических услуг, и на первый взгляд кажется законным. Но фактические методы работы многих таких компаний значительно приближены к мошенническим схемам, отметили в Сбербанке.
Типичный случай — когда пенсионер платит посредникам за обещанное списание долга сумму, сопоставимую с размером самой задолженностей, но в итоге не получает никакой реальной помощи. При этом, очень часто взаимодействие пожилых людей с жуликами начинается с консультаций или помощи в оформлении документов.
Свои услуги нечистоплотные посредники оценивают либо в несколько тысяч рублей, либо в процентном соотношении от долга — обычно от 10% до 30%. Однако после оплаты пенсионер остается с непогашенным долгом и без денег, потраченных на услуги посредников.
Работа «раздолжнителей» часто сводится лишь к формальной подаче документов, которую человек мог бы сделать самостоятельно бесплатно. При этом, стоимость услуг не ограничена: суммы могут доходить до сотен тысяч рублей или составлять значительные проценты от общей задолженности.
«Бывали случаи, когда заемщики, попадая на удочку подобных посредников, брали новые кредиты в других банках для оплаты их услуг, что в итоге лишь усугубляло кризисное финансовое положение и увеличивало количество кредиторов», — предупредил топ-менеджер Сбербанка Антон Киселев.
В этой связи, в банке посоветовали пенсионерам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, в первую очередь обращаться непосредственно в банк-кредитор. Они, как правило, заинтересованы в том, чтобы минимизировать просроченную задолженность, а значит готовы искать компромиссы — менять графики платежей, предоставлять каникулы или реструктурировать кредиты, не доводя дело до судебных разбирательств и банкротства.
Пенсионерам также стоит учитывать и юридические риски при обращении к «раздолжнителям». Несмотря на то, что законодательство не предусматривает ответственности за само обращение к таким услугам, серьезные правовые последствия наступают в случаях преднамеренного банкротства или неправомерных действий в процессе банкротства.
За преднамеренное банкротство предусмотрены штрафы в размере от 200 до 500 тысяч рублей, а также лишение свободы на срок до 6 лет. За неправомерные действия при банкротстве можно получить наказание до трех лет лишения свободы. Поэтому крайне важно подходить к решению долговых проблем осознанно и осмотрительно, избегая сомнительных посредников и незаконных схем.
Таким образом, благополучное разрешение долговых трудностей возможно только при грамотном подходе: при активном диалоге с банками, использовании официальных процедур банкротства и отказе от сомнительных «быстрых» способов списания долгов, которые лишь усиливают финансовые проблемы и могут привести к уголовной ответственности.