Морской экспорт российской нефти с 3 по 9 ноября упал до трехмесячного минимума — около 320 тыс. тонн в сутки, что сопоставимо с показателями середины июля после введения 18-го пакета санкций ЕС. Общее количество судов, отправившихся с нефтью за неделю, сократилось до 23 единиц, тогда как среднее значение обычно составляет 26–28, пишет «Коммерсантъ».
Стоимость перевозки продолжает расти: за неделю фрахт подорожал почти на всех маршрутах на 3,7%, чему способствовала премия за риск, введенная судовладельцами после санкций США. Наиболее заметный рост цен отмечен на направлениях в Турцию, где местные компании строго контролируют соблюдение ограничений. Несмотря на это, дефицита флота не наблюдается — рынок адаптируется за счет увеличения доли независимых перевозчиков и расширения числа доступных судов.
Санкции также вызвали рост доли независимых игроков на рынке. Если в январе 2025 года западные судовладельцы обеспечивали до 20% перевозок российской нефти, то к середине года эта доля выросла до 30–40%. Процесс расширения независимого флота сопровождается формированием самостоятельных страховых и логистических механизмов для обхода санкций.
Поставки в Индию, несмотря на санкции, остаются стабильными. С 27 октября по 9 ноября в индийском направлении было отправлено 3,6 млн тонн нефти. Ключевые терминалы Джамнагар и Вадинар продолжают принимать российское сырье, а маржа переработки на частных НПЗ выросла с $4 до $10,6 за баррель. Часть танкеров находится у индийских портов в ожидании разгрузки, а другие — у Суэцкого канала.
Аналитики ЦЦИ и эксперты рынка прогнозируют, что к концу ноября объемы экспорта восстановятся после перестройки логистических цепочек, однако ставки фрахта могут оставаться повышенными на фоне сохраняющейся геополитической напряженности и премий за риск. По оценкам, стоимость морской перевозки может вырасти на 10–15% относительно уровня до санкций, после чего фрахт стабилизируется, а дисконты снизятся.