16 ноября 2025, 03:00: В Госдуме отметили положительный эффект субсидирования процентной ставки в аграрной промышленности 16 ноября 2025, 02:00: Полгода в погонах: резервисты получат оклад военного, зарплату по месту работы и командировочные Курсы валют от ЦБ на 16.11.2025: 1 Доллар США = 81.13 руб. 1 Евро = 95.1 руб. 1 Юань = 11.4 руб. 100 Иен = 52.46 руб. 16 ноября 2025, 01:00: Экспорт российской нефти через море снизился до трехмесячного минимума на фоне санкций США 16 ноября 2025, 00:00: Коррупционный скандал в энергетике Украины ударил по международной поддержке Зеленского – NYT 15 ноября 2025, 23:00: США потребовали выхода российских акционеров из NIS для снятия санкций с сербской компании Курсы валют от ЦБ на 16.11.2025: 1 Доллар США = 81.13 руб. 1 Евро = 95.1 руб. 1 Юань = 11.4 руб. 100 Иен = 52.46 руб. 15 ноября 2025, 22:15: США впервые не поддержали антироссийскую поправку к резолюции ООН 15 ноября 2025, 21:00: Российская армия освободила село Яблоково в Запорожской области 15 ноября 2025, 20:00: Депутаты хотят запретить продавать детям безалкогольные напитки, имитирующие алкоголь Курсы валют от ЦБ на 16.11.2025: 1 Доллар США = 81.13 руб. 1 Евро = 95.1 руб. 1 Юань = 11.4 руб. 100 Иен = 52.46 руб. 15 ноября 2025, 19:15: Трамп положил глаз на замороженные в США российские активы 15 ноября 2025, 18:00: Путин утвердил новую Стратегию безопасности дорожного движения до 2036 года

Экспорт российской нефти через море снизился до трехмесячного минимума на фоне санкций США

16 ноября 2025, 01:00

Морской экспорт российской нефти с 3 по 9 ноября упал до трехмесячного минимума — около 320 тыс. тонн в сутки, что сопоставимо с показателями середины июля после введения 18-го пакета санкций ЕС. Общее количество судов, отправившихся с нефтью за неделю, сократилось до 23 единиц, тогда как среднее значение обычно составляет 26–28, пишет «Коммерсантъ».

Стоимость перевозки продолжает расти: за неделю фрахт подорожал почти на всех маршрутах на 3,7%, чему способствовала премия за риск, введенная судовладельцами после санкций США. Наиболее заметный рост цен отмечен на направлениях в Турцию, где местные компании строго контролируют соблюдение ограничений. Несмотря на это, дефицита флота не наблюдается — рынок адаптируется за счет увеличения доли независимых перевозчиков и расширения числа доступных судов.

Санкции также вызвали рост доли независимых игроков на рынке. Если в январе 2025 года западные судовладельцы обеспечивали до 20% перевозок российской нефти, то к середине года эта доля выросла до 30–40%. Процесс расширения независимого флота сопровождается формированием самостоятельных страховых и логистических механизмов для обхода санкций.

Поставки в Индию, несмотря на санкции, остаются стабильными. С 27 октября по 9 ноября в индийском направлении было отправлено 3,6 млн тонн нефти. Ключевые терминалы Джамнагар и Вадинар продолжают принимать российское сырье, а маржа переработки на частных НПЗ выросла с $4 до $10,6 за баррель. Часть танкеров находится у индийских портов в ожидании разгрузки, а другие — у Суэцкого канала.

Аналитики ЦЦИ и эксперты рынка прогнозируют, что к концу ноября объемы экспорта восстановятся после перестройки логистических цепочек, однако ставки фрахта могут оставаться повышенными на фоне сохраняющейся геополитической напряженности и премий за риск. По оценкам, стоимость морской перевозки может вырасти на 10–15% относительно уровня до санкций, после чего фрахт стабилизируется, а дисконты снизятся.

Автор: Анатолий Калинин