С 2026 года операции и услуги, связанные с обслуживанием банковских карт, будут облагаться налогом на добавленную стоимость. Детально об этом пишет РБК.
Поправки к Налоговому кодексу России, предусматривающие отмену действующей с 2006 года льготы, Госдума одобрила 20 ноября. Новая ставка НДС на эквайринг, процессинг и межбанковские комиссии составит 22%. До настоящего момента все услуги карточного цикла были освобождены от налога, что снижало стоимость безналичных расчетов для банков и бизнеса.
В ходе обсуждения законопроекта Банк России рекомендовал исключить эту норму, предупреждая о риске удорожания банковских услуг. Тем не менее после принятия закона Министерство финансов заявило, что отмена льготы не приведет к заметному увеличению стоимости обслуживания карт и не затормозит развитие безналичных платежей. Заместитель министра финансов Алексей Сазанов подчеркнул, что цифровая инфраструктура уже создана, пользователи привыкли к работе с картами, поэтому возможный рост расходов, по оценке ведомства, не окажет значительного влияния на рынок.
Данные Банка России свидетельствуют о том, что количество безналичных операций за третий квартал 2025 года увеличилось на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среднесуточный объем платежей в июле–сентябре достиг 243 миллионов транзакций, что эквивалентно почти трем тысячам операций в секунду. При этом доля карточных платежей растет медленнее других способов оплаты: 14% покупок были оплачены при помощи биометрии, QR-кодов и иных инструментов, что на 4,5 процентных пункта выше уровня прошлого года.
Новая налоговая норма затронет ключевые услуги карточного сектора. Эквайринг, представляющий собой возможность принимать оплату банковскими картами, облагается комиссией в диапазоне 1,5-3% в зависимости от сегмента и типа карты. С 2026 года на эту комиссию будет начисляться налог по ставке 22%. Аналогично облагаются процессинговые услуги, включающие авторизацию, обработку и передачу данных платежных операций. Под действие налога попадает и межбанковская комиссия, выплачиваемая банку-эмитенту в рамках скрытого расчета между кредитными организациями.
Кроме того, НДС будет распространяться на ряд дополнительных комиссий, связанных с обслуживанием карт, включая выпуск и перевыпуск, плату за обслуживание, платные уведомления и часть консультационных сервисов. Таким образом, налогом облагаются не сами платежи, а обслуживание инфраструктуры, обеспечивающей их проведение. Эти расходы могут быть распределены между банками, платежными системами и процессинговыми центрами, что, по мнению экспертов, в конечном итоге затронет и бизнес, и физических лиц.
Сбербанк ранее оценивал возможные потери банковского сектора от отмены льготы более чем в 200 миллиардов рублей. На фоне этих ожиданий обсуждается вероятность пересмотра тарифов. При этом часть операций остается под налоговой льготой: это открытие и ведение вкладов и счетов, валютно-обменные операции, кассовое обслуживание и обслуживание металлических счетов. НДС также не затронет оплату по QR-коду через Систему быстрых платежей.
Эксперты считают, что заметные изменения в модель обслуживания карт могут проявиться в росте комиссий и корректировке программ лояльности. Комиссионные доходы традиционно обеспечивают финансирование кешбэков и бонусных программ, поэтому давление на эту статью расходов может привести к сокращению размеров кешбэка, усилению ограничений и переходу к партнерским моделям либо немонетарным привилегиям. Юристы допускают, что тарифы могут быть пересмотрены по-разному: банки способны как компенсировать налог повышением стоимости услуг, так и стремиться сохранить лояльность клиентов, минимизируя изменения конечной цены.
Для физических лиц последствия оцениваются как умеренные. Основные операции с картами сохраняют прежний режим, а изменения коснутся преимущественно дополнительных сервисов, премиальных продуктов и расширенных пакетов обслуживания. Специалисты рекомендуют отслеживать обновления тарифов, чтобы избежать неожиданных расходов.
При этом эксперты не ожидают заметного возврата к наличным платежам. Возможный рост использования наличности оценивается как очень небольшой и затрагивает, главным образом, аудиторию, традиционно предпочитающую этот формат расчетов. В целом, по мнению аналитиков, введение НДС изменит структуру расходов в карточном сегменте, но не приведет к перелому в развитии безналичных платежей.