Верховный Суд рекомендовал повысить размер компенсации за моральный ущерб гражданам, пострадавшим от незаконных увольнений и нечестности туроператоров, сообщает ИА DEITA.RU.
Моральный вред фигурирует практически во всех уголовных и административных делах, и Верховный Суд значительно расширил перечень обстоятельств, которые позволяют судить о моральных страданиях потерпевшего. Моральный урон связан как с причинением вреда здоровью или смертью близкого человека, так и с раскрытием врачебной тайны, некачественными товарами и услугами и другими нарушениями закона. Самые актуальные сейчас нарушения, сопровождающиеся моральным ущербом – это незаконные увольнения и невыполнение обязательств перед клиентами туристическими операторами.
Верховный Суд бьёт тревогу: размер такой компенсации в большинстве случаев составляет от 50 до 200 тысяч рублей, а в среднем, по статистике Судебного департамента при ВС, – 84 тысячи. Это для тех, кто из-за чьей-то халатности или намеренного злодеяния подорвал здоровье, получил инвалидность и даже лишился члена семьи. Нередки случаи, когда родственники погибшего получают от 10 до 50 тысяч рублей компенсации, а минимальная компенсация за смерть человека составила пять (!) тысяч рублей. Что уж говорить об обманутых туристах или незаконно уволенных сотрудниках!
Уволенный работник может быть единственным добытчиком в семье, обеспечивать несовершеннолетних детей или пожилых родителей. Не факт, что он сможет в течение месяца найти новую работу, и 10 тысяч рублей компенсации, что ниже МРОТа и прожиточного минимума, делу не помогут. В общем-то, даже без иждивенцев на эту сумму протянуть сложно. А турист, которого «кинула» турфирма, может лишиться путёвки, купленной за шестизначную сумму.
Нижний лимит для размера компенсации в российском законодательстве сейчас отсутствует. В соответствии с действующими нормами, размер выплат пострадавшему от нарушений техники безопасности, жадности работодателя, халатности врача, от чего угодно определяется «с учетом требований разумности и справедливости». Чётких критериев для определения самого морального вреда в законах тоже нет, поэтому определение его носит в целом оценочный, субъективный характер.
Чтобы исправить эту ситуацию, придётся пересматривать и менять очень много правовых актов. А пока Верховный Суд настаивает на том, чтобы пострадавшим и потерпевшим платили суммы, не оскорбляющие человеческое достоинство.