Минвосток поставил крест на Владивостоке: все деньги отдадут Спутнику

13 октября 2021, 18:00
В России Общество Приморье

Минвосток поставил крест на Владивостоке: все деньги отдадут Спутнику

На что потратить 150 миллиардов рублей? Во Владивостоке многие знают ответ на этот вопрос, но не в Москве. Может на достройку очистных,  которые бы позволили наконец очистить главную дальневосточную бухту России? На строительство нового моста через Золотой Рог и другие развязки для разгрузки дорог шестисоттысячного города? Может быть, на приведение всех дорог города в порядок? Не угадали. Все эти миллиарды будут пущены на строительство нового города в пригороде Владивостока. Дальневосточная столица останется на отшибе, и, судя по ацинозным планам, скорее Владивосток станет "спутником" новому городу, а не наоборот. На что же «спускают» деньги чиновники и чего можно было бы добиться при правильном подходе, изучила редакция DEITA.RU.

О Владивостоке все забудут

Самый быстроразвивающийся дальневосточный город может лишиться "инвестиционного" внимания после того, как будет полностью запущен новый проект по строительству "Спутника" - города с достаточно размытыми перспективами и неясными задачами. По последним данным Минвостокразвития, в проект намерены вложить уже не 100, а целых 150 миллиардов рублей. В данной цифре ведомство плавает, то в большую, то в меньшую сторону, но по последним сведениям, именно столько уйдет на новый город. В планах - объединить Владивосток, соседний город Артем и новый Спутник в одну городскую конгломерацию. На бумагах все выглядит достаточно просто. На деле же не очень понятно, почему не вложить эти деньги в разделенный промзонами Владивосток. Ежедневные многокилометровые десятибалльные пробки в ближайшую Седанку открыто указывают на то, что город в инфраструктурном плане не способен обеспечить сам себя, что уж говорить о всяких "спутниках".

Зажили бы, но...

На что же могли уйти 150 миллиардов рублей. Во-первых, стоит вспомнить, что несмотря на все заявления о семимильном "вышагивании" в светлое высокотехнологическое будущее, жители столичного региона по сей день вынуждены купаться, простите, в собственных фекалиях. Речь идет о том, что столица Приморья лишь на 85 процентов обеспечена системами водоотведения. «Излишек» продолжает загрязнять акваторию Владивостока, сливаясь в бухты, заливы и речки. Сброс сточных вод продолжает осуществляться в речку Объяснения, пролив Босфор Восточный, Амурский залив и бухты Малый Улис и Золотой Рог. Решить эту проблему можно было бы и дешевле и быстрее, чем построить новый город, который, к слову, потребует собственные коммуникации и очистные сооружения. По подсчетам краевых властей, всего за пять лет и почти 10 процентов от стоимости Спутника, то есть за 1,3 млрд рублей, можно было бы решить проблему с водоотведением во Владивостоке.

С другой стороны, даже не приблизившись к половине стоимости Спутника, можно было бы разрешить ключевую проблему для всех горожан, завершить многострадальный «ВКАД» и возвести мост с Эгершельда на остров Елена. Похожий вантовый мост, который сейчас соединяет оба берега бухты Золотой Рог, обошелся бюджету менее чем в 20 миллиардов рублей. А польза от моста совершенно очевидна, особенно для жителей Эгершельда, которые ютятся на дорогах с большегрузами, идущими от порта или к нему через центр города.

Возникает также логичный вопрос: зачем идти вглубь, на материк, если можно закончить начатое на острове Русский? Таким вопросом не задались в Минвостокразвития, несмотря на то, что привести остров в порядок стоило бы меньше 150 млрд рублей. К примеру, хорошо на острове спрятан недостроенный инновационно-культурный центр, окончание строительства которого в 2017 году оценили в 389 миллионов рублей. На сегодняшний день остров Русский напоминает конфету-пустышку: с виду для инвесторов "причесанный" ДВФУ, где обсуждаются инвестиционные проекты, а с другой стороны острова местные жители, которые по сей день испытывают проблемы, связанные с периодическими отключениями света и воды, а также банальным отсутствием нормальных дорог.

Но говоря о дорогах, не стоит забывать об их состоянии, причем, как на острове, так и на материковой части. Официально во Владивостоке примерно 720 дорог протяженностью 663 километра. Сейчас средний "чек" на капитальный ремонт одного километра дороги составляет 12 миллионов рублей. Это прямо таки капитальный ремонт, с установкой сопутствующих технических средств, тротуаров и прочего. Несложная арифметика говорит о том, что на 150 млрд рублей для Спутника, дороги Владивостока можно было бы привести в порядок 18 раз! При этом следует учитывать, что в капитальном ремонте нуждаются далеко не все дороги города. 

Путаница в цифрах

Говоря о невероятных проектах, сложно отказать себе в хвастовстве. Вот и не отказывают в этом себе и чиновники, которым сложно сложить цену новому Спутнику. Позабыв о старых обещаниях и многочисленных недостроях, которыми Приморье практически усыпано, называются такие цифры, как 11 триллионов рублей в качестве инвестиций до 2030 года. Эту цифру назвал глава Минвостокразвития Андрей Чекунов, рассказывая о том, сколько инвестиций удастся привлечь в Спутник. Каким образом будут привлекаться данные средства, неизвестно, да и в самом ведомстве не уточняют. Подобные суммы небольшой город может привлечь только за счет высокотехнологического производства, как, к примеру, Кремниевая долина в Соединенных Штатах. В самом же городе будет сконцентрировано "4000 тысячи предприятий" и работать там будет примерно 300 тысяч человек. Это значит 75 рабочих на каждое предприятие. Отнимем половину штата, осуществляющего административные работы и хозяйственное обеспечение... Что же такого смогут произвести тридцать человек, чтобы привлечь обещанные инвестиции, сказать сложно. Да и в целом, 300 тысяч человек под большим вопросом. Так, в Минвостокразвития недавно "умерили свой пыл" и снизили планку с 300 до 200 тысяч.

Всего до 2030 года в рамках программы планируется построить новый город с населением более 200 тыс. человек, с сопутствующей инфраструктурой, - рассказали в ведомстве.

А в целом, говоря о рабочих местах, в министерстве сообщают так: "До 2030 года в Приморском крае появится более 100 тысяч новых рабочих мест". Небольшой диссонанс в словах Чекунова и сообщениях его ведомства, смущает тем, что с математической точки зрения, на четырех тысячах предприятий будет создано всего 100 тысяч рабочих мест. Это по 25 человек "на брата". Спутнику понадобится много "Джобсов" и "Возняков"...

К слову, производить в новом городе будут "мысль". Если постараться конкретизировать, то речь идет об "архитектурной мысли Азиатско-Тихоокеанского региона". Так, по крайней мере, заявил сам Чекунов. Какую прибыль данная "мысль" сможет сгенерировать, сказать пока что сложно.

Падение Вавилона

Мировая практика указывает, что наспех склеенные новые города обречены на фееричный провал. Не стоит далеко ходить за примером. Возьмем соседний Китай (ведь, по мнению Чекунова, "Спутник будет центром современной архитектурной мысли Азиатско-Тихоокеанского региона", а значит и пример понадобится "Азиатско-Тихоокеанский"). Вот краткий список несостоявшихся новых городов в Китае, которые были отстроены с нуля, как это планируют сделать со Спутником:

  • Цаофэйдянь;
  • Чэнгун;
  • Новый Хэби;
  • Канбаши;
  • Инкоу;
  • Темза-таун;
  • Тяньдучэн.

Более того, речь идет не о каких-то 150 миллиардах рублей. Китайцы умудрились даже отстроить копию Эйфелевой Башни в Тяньдучэн. А на строительство ныне пустынного экогорода Цаофэйдянь китайские власти пустили немало - 90 миллиардов долларов. Сложно при этом обвинить КНР в спешке или плохом планировании – каждому из указанных городов отводилась четкая цель. Но даже это не помогло.

И если развивающийся Китай с мощной экономикой, открыто бросающий вызов на мировой экономической арене Соединённым Штатам, может позволить себе несколько провальных проектов стоимостью в десятки миллиардов долларов, то для России болезненным может оказаться и 150 млрд рублей.

Автор: Арье Цваи