В России принят закон, который радикально изменит систему дополнительного образования и переподготовки школьных учителей. Документ, поддержанный большинством депутатов, направлен на повышение качества педагогической подготовки и устранение сомнительных образовательных практик. Об нововведении рассказал спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Почему это было необходимо?
Согласно экспертным оценкам, в 2023 году услуги по переобучению педагогов предоставляли почти 7 тысяч организаций, из которых около 15% не имели статуса образовательных или научных учреждений.
Более того, около половины всех курсов и программ проходили в дистанционном формате — 155 тысяч курсов переподготовки и почти 39 тысяч программ повышения квалификации. Многие из них предлагались на онлайн-платформах, где любой желающий мог, не выходя из дома, получить диплом, не подтверждённый реальными знаниями.
Такая практика ставила под сомнение профессиональную компетентность учителей. Нередки случаи, когда один педагог, получив «бумажные» квалификации через частные сайты, преподавал в школе сразу несколько, иногда абсолютно несмежных предметов.
Что изменится?
Принятый закон исключает подобную практику и ужесточает требования к организациям, которые могут проводить переподготовку и повышение квалификации педагогов. Теперь заниматься этим смогут только:
Государственные и муниципальные образовательные учреждения;
Образовательные организации с участием государства, регионов или муниципалитетов;
Учебные центры, основанные госкорпорациями и государственными компаниями;
Фонд «Сириус», «Сколково» и аналогичные научно-образовательные структуры;
Общероссийские спортивные федерации — для подготовки педагогов в области физической культуры и спорта.
Стратегическая задача — качество образования
Новая норма направлена на укрепление кадрового потенциала системы образования. Как подчёркивают авторы инициативы, от уровня подготовки учителя напрямую зависит качество образования, а значит — и развитие экономики, и будущее страны в целом.
Этот шаг призван вернуть доверие к системе педагогической квалификации и обеспечить школам действительно подготовленных специалистов, способных качественно обучать новое поколение.