7 сентября 2025, 04:15: Самые востребованные профессии назвали на ВЭФ-2025 7 сентября 2025, 02:15: Стоимость бензина подскочила за неделю Курсы валют от ЦБ на 07.09.2025: 1 Доллар США = 81.56 руб. 1 Евро = 95.48 руб. 1 Юань = 11.39 руб. 100 Иен = 55.03 руб. 7 сентября 2025, 01:15: МРОТ предложено увеличить до 50 тысяч рублей 7 сентября 2025, 00:15: Дальневосточники привыкают к готовой еде 6 сентября 2025, 23:15: Китайские платежные системы призвали разрешить в России Курсы валют от ЦБ на 07.09.2025: 1 Доллар США = 81.56 руб. 1 Евро = 95.48 руб. 1 Юань = 11.39 руб. 100 Иен = 55.03 руб. 6 сентября 2025, 22:15: Депутаты предложили возвращать россиянам полную стоимость авиабилетов, сданных за 14 дней 6 сентября 2025, 21:15: Миллион за рождение малыша: работодатели могут начать поддерживать сотрудников по-новому 6 сентября 2025, 20:15: Французского велосипедиста задержали во Владивостоке Курсы валют от ЦБ на 07.09.2025: 1 Доллар США = 81.56 руб. 1 Евро = 95.48 руб. 1 Юань = 11.39 руб. 100 Иен = 55.03 руб. 6 сентября 2025, 19:15: Итоги ВЭФ-2025: центр новой эпохи 6 сентября 2025, 18:15: МВД раскрыло новую стратегию мошенников

Ковал корабли и героев: как Дальзавод приближал победу


О героях былых времен: ожившие памятники Владивостока. Спецпроект DEITA.RU к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Часть 22. Памятник рабочим Владивостокского судоремонтного завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Когда утром 22 июня 1941 года вся страна узнала о нападении фашистской Германии на Советский Союз, Владивосток, находящийся за тысячи километров от линии фронта, уже знал: это испытание касается всех. Несмотря на относительную удалённость от основных театров боевых действий, город стал важным звеном оборонительной системы страны. Одной из его опорных точек был Владивостокский судоремонтный завод — предприятие, игравшее ключевую роль в обеспечении боеспособности Тихоокеанского флота. Рабочие завода, ставшие тружениками тыла, внесли неоценимый вклад в дело Победы, и их подвиг по праву занимает особое место в истории Великой Отечественной войны.

С первых же дней агрессии, несмотря на стратегическую важность своего труда в тылу, многие заводчане добровольно отправились на фронт. Они сменили рабочие комбинезоны на военную форму, гаечные ключи и сварочные аппараты – на винтовки и пулеметы. Их руки, привыкшие к тонкой и точной работе с металлом, теперь сжимали оружие. На полях сражений эти люди проявляли беспримерное мужество и стойкость. Благодаря им Приморье прославилось как родина бесстрашных бойцов.

Из статьи «Звездный кавалер» в газете «Красное Знамя» от 30 марта 1965 г.:

«…При каждом взрыве Михаил Петрица жмурил глаза, ожидая, что снаряд вот-вот разнесет их теплушку. Заметив это, командир ироническим взглядом окинул маленькую щуплую фигуру бойца.

- Скажи, Петрица, откуда ты родом?

- Приморский. Работал во Владивостоке на Дальзаводе слесарем.

Командир усмехнулся:

- У вас все такие храбрые?»

Михаил Захарович Петрица в составе разведроты 2-й механизированной бригады 5-го механизированного корпуса участвовал в боях за Сталинград и освобождал Украину, дошел до Будапешта, Вены и Праги. За решительность и мужество, проявленные в разведке, удостоен орденов Славы 3-х степеней. Высшую награду - орден Славы I степени - Петрица получил в боях на Дальнем Востоке за взятие в плен японских генерала и офицеров, пытавшихся улететь с захваченного аэродрома.

К сожалению, не всем работникам судоремонтного завода суждено было вернуться домой. Многие из них навсегда остались на полях сражений, пожертвовав собой ради Победы, ради мирного будущего своей страны.

В память о заводчанах, героически отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины, за мирное небо над головой, на территории предприятия был установлен памятник. Этот мемориал – символ скорби и гордости, напоминание о тех, кто своим подвигом вписал новые, трагические и героические страницы в историю завода и города.

Война начинается в цехах

Но война – это не только фронт. Это и самоотверженный труд в тылу. Пока мужчины сражались на передовой, женщины, подростки и пожилые работники ВСРЗ приняли на себя всю тяжесть работы. Они стояли у станков по 12-14 часов в сутки, а порой и больше. Их руки, подчас обмороженные от холода в неотапливаемых цехах, не выпускали инструменты. Им приходилось осваивать новые, тяжелые и непривычные профессии. Бывшие машинистки становились токарями, уборщицы – сварщиками. Они ремонтировали военные корабли, строившиеся и базировавшиеся на Тихом океане, готовили их к боевым походам и перегонам. Владивостокский порт и флот были стратегически важными, и работа судоремонтников в тылу была залогом боеготовности Тихоокеанского флота и успешного выполнения задач по снабжению фронта.

Завод освоил выпуск военной продукции. Представим себе, как в цехах, где еще недавно ремонтировали мирные суда, теперь налаживалось производство боеприпасов, корпусов мин, деталей для военной техники. Этот переход требовал колоссальных усилий, перестройки всех процессов, освоения новых технологий. Работники Дальзавода справились с этой задачей, внеся свой неоценимый вклад в обеспечение фронта всем необходимым. Их трудовой подвиг, их самоотдача в тылу были не менее важны, чем героизм солдат на передовой.

Потеря заводов в европейской части страны осложнила поставки комплектующих, и Дальзавод начал самостоятельно изготавливать недостающие детали и оборудование. Одновременно осваивал производство боеприпасов, круглосуточно. Например, гранаты типа Ф-I (лимонки), упрощенную конструкцию огнеметов, стабилизаторы и головки авиабомб, пистолеты-пулеметы Дегтярева (ППД). Причем для изготовления последних заводские умельцы до винтика разобрали действующий образец, изучили в лабораториях состав сталей и сплавов и создали аналог. После испытаний оружие было допущено к массовому производству.

За 1939 – 1943 годы Дальзавод отремонтировал 136 кораблей, провел докование 432 судов, построил и сдал ВМФ эсминцы «Рьяный», «Резвый», «Рекордный», «Разумный», «Разящий», «Резкий», сторожевые корабли «Молния», «Зарница», «Метель», «Вьюга», «Гром» и «Буран».

С 1932 по 1945 годы завод сдал 106 подводных лодок, в том числе и легендарную С-56, а также 13 подводных минных заградителей типа «Л».

Оружие Победы — руки рабочих

В условиях дефицита материалов, перебоев с поставками, нехватки запчастей рабочие проявляли настоящий трудовой героизм. Часто детали изготавливали на месте, восстанавливали то, что, казалось бы, невозможно было восстановить. Практически из подручных средств сооружались новые механизмы, модернизировались устаревшие системы. Это был период технической изобретательности, когда инженерная мысль и мастерство рабочих шли рука об руку.

Каждый корабль, который выходил в море после ремонта, был не просто результатом труда, — это был вклад в сдерживание возможной агрессии со стороны Японии, которая находилась в военном союзе с Германией. Несмотря на то, что боевых действий на Дальнем Востоке до 1945 года не велось, угроза нападения оставалась реальной. И именно благодаря усилиям рабочих заводов, в том числе Дальзавода, Тихоокеанский флот был готов отразить удар в любой момент.

На заводе была введена строгая трудовая дисциплина. Многие рабочие жили прямо на территории предприятия, чтобы не терять времени на дорогу. В общежитиях, в самодельных бараках, в подсобках цехов — где угодно, лишь бы быть рядом со станком. Спали по нескольку часов в сутки, питание было скудным, особенно в самые тяжёлые годы войны — 1942 и 1943. И всё же никто не жаловался, наоборот — считали за честь быть причастными к великому делу.

Многие рабочие получали благодарности командования флота, правительственные награды. О некоторых знали по всей стране: газеты писали о наладчике, восстановившем сложнейший агрегат, о сварщице, заменившей трёх мужчин, о подростке, освоившем токарный станок за неделю.

Молодёжь и женщины у станка

Особую роль в годы войны сыграли женщины и подростки. На смену ушедшим на фронт рабочим пришли их жёны, сёстры, дочери. Они быстро осваивали мужские профессии: становились токарями, фрезеровщицами, слесарями. Не уступали в точности и выносливости, а порой — и превосходили мужчин. Подростки, которые ещё вчера учились в школе, сегодня управлялись с молотами и ключами, словно взрослые мастера.

Для многих это был не только труд, но и личный вклад в общее дело. Почти в каждой семье был кто-то на фронте — отец, брат, сын. И женщины, дети этих героев, трудились с убеждённостью, что от их работы зависит жизнь близких и судьба всей страны.

Трудовая и боевая слава Дальзавода

История Дальзавода в годы войны – это яркий пример того, как гражданские предприятия и их коллективы становились частью большого фронта, фронта трудового, без которого Победа была бы невозможна. Памятник рабочим судоремонтного завода служит напоминанием о самоотверженности и патриотизме. Каждый год, в День Победы, 9 мая, работники завода, ветераны, их семьи, дети и внуки погибших собираются здесь. Они приносят к обелиску алые гвоздики – символ памяти и скорби. Звучат слова благодарности и вечной памяти. Этот ритуал передачи памяти из поколения в поколение делает подвиг заводчан бессмертным.

Фото - Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, Госархив Приморского края

О героях былых времен: ожившие памятники Владивостока. Спецпроект DEITA.RU к 80-летию Победы В Великой Отечественной войне.

Часть 1. Как "Приморский комсомолец" до Берлина дошел

Часть 2. Мария Цуканова: история невероятного мужества

Часть 3. О чем помнит пушка Канэ: подвигам артиллеристов ТОФ посвящается

Часть 4. Та самая «Молодая гвардия»: памятник Олегу Кошевому во Владивостоке

Часть 5. «Форсирую пролив», и больше ничего: как пал последний советский корабль во Второй мировой войне

Часть 6. «Когда опасность Родине грозит, торговый флот становится военным»: об огненных рейсах и подвигах моряков

Часть 7. «Родной брат Красной армии»: о трудовом подвиге железнодорожников

Часть 8. Непобедимая и легендарная подводная лодка С-56: поход длиною в вечность

Часть 9. «Приказ бригаде короток: только вперёд»: о героях ТОВВМУ

Часть 10. Моряк-тихоокеанец - история 10-часового подвига

Часть 11. Сплелись три эпохи: подвиг пограничников чтут во Владивостоке

Часть 12. «Честь приморца не посрамлю»: о подвигах земляков в годы Великой Отечественной

Часть 13. Имя как символ мужества: о подвиге юной партизанки

Часть 14. «Там, где мы – там победа»: о подвигах морской пехоты ТОФ

Часть 15. Ковали победу на фронте и в тылу: о героях Политеха

Часть 16. «Главное не покоряться»: от Владивостока до Бреста - памяти генерала Карбышева

Часть 17. Честь, отвага, мастерство: о подвигах воинов учебного отряда ТОФ

Часть 18. Когда грохочут трамваи: о подвигах Степана Борисенко и трамвайного депо

Часть 19. Маленькие катера – большие победы: о моряках-катерниках Тихоокеанского флота

Часть 20. «Клянусь, что умру, но не сдам ни шага японским самураям»: о подвиге моряков-тихоокеанцев в августе 1945-го

Часть 21. Всегда там, где трудно: о героях-тихоокеанцах

Автор: ЭПИ DEITA.RU