Шёл 2005-й: Монетизация льгот, птичий грипп, борьба за правый руль и футбольный триумф Приморья

6 ноября 2021, 11:00
В России Дальний Восток DEITA.RU 20 лет

Шёл 2005-й: Монетизация льгот, птичий грипп, борьба за правый руль и футбольный триумф Приморья

DEITA.RU продолжает серию публикаций, посвящённых 20-летию информационного агентства. Каким был мир, Россия и Приморье в 2005-м.

В мире

2005-й вновь продемонстрировал, что перед разгулом стихии беспомощны даже Штаты.  23 августа на Соединенные Штаты обрушился  ураган «Катрина», в результате которого практически полностью ушёл под воду город Новый Орлеан. По оценкам, погибли почти 2 тысячи человек, без крова остались более полумиллиона. Ураган считается сильнейшим за всю историю США.

Трибунал над  президентом Ирака Саддамом Хусейном продолжается до сих пор. Сподвижники бывшего президента Ирака частично отбывают срок, а кто-то все еще ждет окончательно вердикта. Геноцид, военные преступления, культ личности, поддержка международного терроризма - разбитое американцами правительство Ирака обвиняли и обвиняют едва ли не во всех смертных грехах. Сам Хуссейн содержался около трех лет в одиночной камере размером 2 на 2 метра. Саддама Хусейна казнили через повешение 30 декабря 2006 года. 


После античной пневмонии мир стал прислушиваться к новым вирусам, и очередной эпидемией, охватившей планету, стал птичий грипп. К счастью, он не достиг катастрофического масштаба, но россияне испугались - продажи птицы упали на 30 процентов. Ходили слухи, что птичий грипп - детище американцев. Мол, после истерии штаты хотят накормить весь мир дешевыми ножками буша. Конспирологическая теория подтверждения не нашла. 



Кольцо цветных революций вокруг России продолжили события в Киргизии. В стране прошли массовые акции протеста, приведшие к революции в марте 2005 года и свержению президента республики Аскара Акаева, чье место занял Курманбек Бакиев. Эта революция по аналогии с украинской и грузинской также получила живописное название и с подачи политтехнологов стала «тюльпановой». 


В России

С 1 января 2005 года в России заменили льготы населению денежными выплатами. Монетизация льгот имела под собой основания - более половины населения так или иначе были получателями льгот, однако из-за массовой коррупции средства бюджета, выделенные на это, оседали не в тех карманах. Официальная версия гласит, что отмена льгот позволила глубже вдохнуть транспорту, структурам ЖКХ и иным предоставляющим льготы структурам. Однако на деле власти обрекли себя на сложные, порой похожие на шантаж, переговоры с вышеупомянутыми компаниями по поводу сумм компенсаций.

Люди реформу тоже, мягко говорят, не оценили. Началось все с глобального сбоя: длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий не позволили вовремя довести деньги до населения. Льготы перестали действовать с начала января, а компенсации выдавались в конце месяца. Кроме того, сами льготники выиграли далеко не везде.

Например, если сельчанам деньги были выгодны, так как ни практически не пользовались благами по льготе, то городские пенсионеры разом лишились поблажек. Это спровоцировало акции протеста по всей стране. Пенсионеры вышли на митинги, перекрыли дороги, потребовав отставки правительства. Самый многочисленный митинг прошел в Барнауле и собрал порядка 10 тысяч человек. Под давлением граждан вскоре власть все-таки вернула часть льгот населению. Но споры не утихают до сих пор.

2005-й запомнился громким покушением на одного из самых известных российских политиков. Руководителя РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса поджидали во время его поездки по Минскому шоссе из подмосковной дачи в Жаворонках. Взрывное устройство было спрятано в сугробе у дороги, и когда оно сдетонировало, в ту же секунду неизвестные открыли огонь по машине Чубайса. Охрана главы РАО ЕЭС попыталась настигнуть стрелявших, однако они ушли в лес на снегоходе. На машине остались четыре вмятины от пуль. Чубайс и его охранники не пострадали. По делу о покушении были задержаны отставной полковник ГРУ Квачков и десантники 45-го полка ВДВ Найденов и Яшин. Однако в 2008 году их оправдали, так как вину не удалось доказать. 



Расцвет «тучных нулевых», в России продолжается экономический рост. Темы развития страны впечатляют, появляются новые масштабные проекты, приводится в порядок инфраструктура, продолжает пухнуть ФНБ.

«Россия последние пять лет развивается рекордными темпами, успешным был и 2005 год», - сказал тогда министр финансов Алексей Кудрин. В те прекрасные времена доллар стоил 28,79 рублей, евро 34,17 рублей, а нефть — 60 долларов за баррель. До нового кризиса и девальвации осталось всего три года.

Год запомнился «парадом объединений», число субъектов Федерации тогда сократилось с 89 до 83. Начал процесс по слиянию и укрупнению субъектов Федерации Пермский край, объединив Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ. Цель - присоединение отстающего региона к более прогрессивному. Население восприняло идею благодушно, что и подтвердилось на референдуме. Но не везде: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа проголосовали против, сохранив свою самостоятельность. 

В 2005-м объединились Камчатка и Корякский автономный округ - за объединение высказалось большинство проголосовавших, губернаторствовал та мтогда нынешний глава Приморья Олег Кожемяко.

Однако спустя 16 лет выяснилось, что коряки скорее потеряли, чем приобрели – в 2020 году они пригрозили референдумом по выходу из состава Камчатского края. Коренные малочисленные народы заявили, что за все годы, прошедшие с момента слияния регионов 15 лет назад, территория так и не получила законодательного и финансового обеспечения.

Катализатором послужило решение губернатора Солодова об упразднении администрации Корякского автономной округа. Ее полномочия передали одному из министерств в камчатском правительстве.

Регионы России - в первую очередь Дальний Восток - продолжают бороться за правый руль. В 2005 появилась информация о запрете в России иномарок с правосторонним направлением. Автолюбители вышли на улицы в 44 регионах страны. В Омске колонна из 60 авто проехала с включенными фарами мимо зданий мэрии Омска и областного законодательного собрания. В Благовещенске около 200 машин перекрыли движение возле здания обладминистрации. В Иркутске около 100 машин с включенными аварийными сигналами и листовками с японским флагом проехали по плотине ГЭС.


Правительство было вынуждено дать заднюю. Как писала тогда Дейта, первый заместитель председателя Правительства России Игорь Шувалов на заседании правительственной комиссии по техническому регулированию заявил: «Могу сказать совершенно определенно, что административных ограничений мы не планируем. Запретов на эксплуатацию средств с правым рулем в РФ введено не будет».



Глава самого автомобилизированного и праворульного региона страны Сергей Дарькин  открыто выступил на стороне автомобилистов, что, безусловно, добавило ему симпатий   в глазах жителей края.

В Приморье

Выступал Дарькин не только против запрета правого руля, но и против очередного повышения пошлин на подержанные японские иномарки. В ноябре 2005 года Дарькин осудил намерения правительства и предложил автобизнесу бороться за свои права цивилизованным способом, то есть обращаясь в судебные инстанции. Авторынок праздновал победу - пошлины остались прежними. 



Авторитета Сергею Михайловичу добавил и еще один наезд на правительство. В сентябре 2005 года глава региона набросился с критикой на Москву, сообщив на выездном заседании комитета по бюджету Совета Федерации, что предложенные Думой и правительством меры поднимут стоимость коммунальных услуг населению. В Приморье она вырастет на 30 процентов. Народ почувствовал, что Дарькин отстаивает его интересы.

Кроме того, в 2005 году благодаря губернатору и его поддержке владивостокский «Луч-энергия» вышел в российскую футбольную премьер-лигу, наделав там шума в свой первый сезон в элите. Полный стадион на каждом матче, исторические победы над московскими командами - все это вошло в архив славных страниц истории приморского футбола. Дарькин любил футбол.

Эпический год Дарькина завершился общероссийским признанием. Приморский губернатор  стал лауреатом премии «Российский Национальный Олимп», получив титул «Губернатор года».

На такой волне Сергей Дарькин принял решение, имевшее далеко идущие последствия и вбившее клин в его отношения с Владимиром Николаевым. Дарькин запретил  Владивостоку считаться столицей Приморья, отклонив региональный закон «О статусе города Владивостока - административного центра Приморского края».

Дарькин, как известно, поддержал Николаева на выборах мэра в 2004-м, но через год пути политиков разошлись. И дело не просто в статусе, столичный титул позволяет направлять городу, обеспечивающему значительную часть бюджета Приморского края, дополнительные средства. Кстати, этот вопрос будет краеугольным камнем в отношениях мэр-губернатор у многих приморских политиков, чего только стоит борьба Миклушевского и Пушкарева, до тех пор, пока Владивосток не вернет себе статус столицы в ноябре 2019-го. И то, только после того, как президент Путин перенесет сюда столицу ДФО из Хабаровска.

Но вернемся к бюджету. Мэр Николаев тогда публично заявлял, что Владивосток катастрофически беднеет.

«Глава города доложил своим бывшим коллегам по Законодательному Собранию о концепции бюджета Владивостока 2005 года. По его словам, в следующем году ожидается существенное сокращение налоговой составляющей доходной части бюджета по сравнению с 2004 года. Вследствие изменений в федеральном законодательстве, казна города потеряет 187 миллионов рублей налога на прибыль, на 749 миллионов уменьшаться доходы от налога на доходы физических лиц, на 172 миллиона – от налога на вмененный доход. Единственным положительным изменением станет рост поступлений от земельного налога – «плюс» 72 миллиона рублей. Общие потери бюджета Владивостока в 2005 году по сравнению с годом текущим могут составить 1 миллиард 152 миллионов рублей», - писала тогда Дейта.  

В качестве выхода Николаев предложил более эффективно использовать  муниципальное имущество и начал большую приватизацию. В будущем это выйдет ему боком, ну а пока мэрия активно проводила аукционы и обвиняла предпринимателей в инертности.

«Наши предприниматели не проявляют активности, видимо, им удобнее оставаться арендаторами, а не собственниками», - цитировала Дейта мэра Николаева.

«Начиная с 25 октября 2005 года было проведено 12 аукционов, на которых было вставлено 145 объектов недвижимости. Всего в ходе торгов было продано 79 объектов на сумму более 124,5 миллиона рублей по средней цене 500-600 долларов за квадратный метр. По данным на 29 ноября, по 67 объектам, выставленным на торги, аукционы признаны не состоявшимися. Основная причина - на торги не подано ни одной заявки. Непроданные помещения будут выставлены на торги повторно. Николай Королев призвал предпринимателей более активно принимать участие в приватизации муниципального имущества. Напомним, Дума приняла программу приватизации муниципального имущества на 2005 год на своем заседании в декабре 2004 года. Плановые доходы бюджета от приватизации должны были составить 600 миллионов рублей. В настоящее время в бюджет перечислено менее 68 миллионов рублей. Согласно федеральному законодательству, муниципалитеты должны избавиться от всего имущества до 2009 года», - говорится в заметке Дейты за 2005 год.

Город тем временем сотрясали скандалы: например, некие лица угрожали взорвать дома людей, мешавшей стройке закусочной вместо детской площадки.

Спорный участок был отдан под строительство еще в бытность мэром Юрия Копылова. Однако общественность выступила против, а мэрия обнаружила, что стройка осуществляется незаконно.  В итоге мэр поручил до конца 2005 года на 863 квадратных метрах обустроить детскую площадку, а не «шашлычку».

Впрочем, как писало тогда агентство, некая диаспора имела свое мнение. Несмотря на решение городских властей, стройка продолжалась. Хозяева будущей точки жильцов за людей вообще не считали и открыто угрожали, что взорвут их дома - тогда это имело сильнейший психологический эффект. В июле предприниматели безнаказанно избили двух жительниц дома. Разборки продолжались еще несколько лет.

Второй знатный скандал разразился в сфере пассажирских перевозок: водители коммерческих автобусов объявили забастовку, требуя поднять стоимость проезда, и устроили саботаж: большинство автобусов просто не вышло на маршруты, либо ездило по городу пустыми мимо остановок, на которых их ожидали пассажиры. Кроме того, водители пытались перекрыть движение транспорта на Луговой и Окатовой, а также  пытались блокировать выезд из трамвайного депо.

Позже на совещании в мэрии перевозчики заявят, что они тут ни при чем, а саботаж устроили «некие третьи лица».

 «Участники встречи обсудили вопросы взаимодействия между властью и перевозчиками. Владимир Николаев подтвердил достигнутые ранее договоренности, о том что городской бюджет будет компенсировать перевозчикам расходы, связанные с обслуживанием льготных категорий пассажиров. При этом сейчас рассматривается несколько вариантов, каким образом средства будут доводиться до 28 автотранспортных компаний. Касаясь вопроса стоимости проезда, стороны сошлись во мнении, что 7 рублей – это минимальная с точки зрения рентабельности перевозчиков, но приемлемая для большинства горожан цена», - писала тогда Дейта.

Еще в 2005-м Николаев выделил 10 миллионов на реконструкцию стадиона «Авангард», однако цель близка к завершению только сейчас.

Автор: Василий Кучин, Светлана Алеутская