Вице-премьер Александр Новак поручил ряду федеральных ведомств — Минэкономразвития, Минэнерго, Минфину, ФАС и Росстату — рассмотреть предложения Российского топливного союза (РТС) по изменению подхода к регулированию цен на топливо. Инициатива заключается в отказе от цели удерживать рост стоимости бензина и дизеля в рознице в пределах потребительской инфляции. К чему это приведет, пишет «Российская газета».
В письме РТС, оказавшемся в распоряжении издания, предлагается формировать более широкий индекс, учитывающий не только инфляцию, но и налоговую и кредитную нагрузку на отрасль, динамику зарплат, тарифов и затрат на модернизацию. По мнению союза, действующая система не отражает реальных факторов, влияющих на ценообразование.
ФАС заявила о готовности совместно с другими ведомствами и Петербургской биржей проработать инициативу. Однако эксперты указывают, что фактическое воплощение предложения может привести к росту потребительской инфляции, а также не решит ключевых структурных проблем отрасли.
По словам депутатов и аналитиков, ситуация на топливном рынке осложняется сразу несколькими факторами: ростом акцизов, низкой рентабельностью независимых АЗС, отсутствием долгосрочной стратегии развития розничной сети, а также недостаточным объемом производства бензина, особенно в периоды высокого спроса.
По последним данным Росстата, с начала 2025 года розничные цены на бензин выросли на 6,7%, на дизельное топливо — на 2,1%. Между тем, по расчетам РТС, с учетом налоговой нагрузки и расходов на эксплуатацию АЗС рост должен был составить около 15%.
Дискуссия о корректировке регулирования розничного рынка топлива продолжится в Госдуме: на ближайшем «правительственном часе» с участием Александра Новака планируется поднять вопрос о выработке самостоятельной стратегии развития сети АЗС в России.