29 октября 2025, 16:30: «Зеленые» технологии на страже экологии АО «Восточный Порт» 29 октября 2025, 16:20: Строительство спортивно-стрелкового центра «Восток» началось в Приморье Курсы валют от ЦБ на 29.10.2025: 1 Доллар США = 79.82 руб. 1 Евро = 92.94 руб. 1 Юань = 11.19 руб. 100 Иен = 52.34 руб. 29 октября 2025, 16:15: Что ЦБ будет делать с ключевой ставкой, рассказал экономист 29 октября 2025, 16:00: Переломные решения: почему отложили саммит Путина и Трампа 29 октября 2025, 15:45: Жительница Приморья чуть не погибла из-за операции для снижения веса Курсы валют от ЦБ на 29.10.2025: 1 Доллар США = 79.82 руб. 1 Евро = 92.94 руб. 1 Юань = 11.19 руб. 100 Иен = 52.34 руб. 29 октября 2025, 15:30: Грядёт девальвация: к чему готовиться россиянам с рублёвыми сбережениями 29 октября 2025, 15:05: Приморские депутаты отказались поддержать протест против повышения утильсбора 29 октября 2025, 15:00: Фрилансеров возьмут под контроль Курсы валют от ЦБ на 29.10.2025: 1 Доллар США = 79.82 руб. 1 Евро = 92.94 руб. 1 Юань = 11.19 руб. 100 Иен = 52.34 руб. 29 октября 2025, 14:55: Создание центров содержания диких животных упростили в Приморье 29 октября 2025, 14:45: Управление транспорта Владивостока рассказало, сколько водителей не хватает городу

Вертикаль власти: мэров обнулили поправки в Конституцию

23 мая 2021, 11:00

Местное самоуправление после принятия поправок в Конституцию Российской Федерации превратилось в ширму, за которой скрывается жесткая вертикаль власти. Тем не менее, в России хотят пойти еще дальше в его реформах, сообщает ИА DEITA.RU.

Как отмечает руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов в издании «Власть», Конституция 1993 года принималась на фоне демократической эйфории после распада Советского Союза и общей уверенности в том, что все советское – плохо, а все западное – хорошо. Поэтому нормы о местном самоуправлении в первоначальной редакции Конституции были в основном скопированы с западных аналогов.

Спустя 10 лет родился 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем все еще поддерживалась идея о самостоятельности местного самоуправления, его обособленности от государственной власти. С обнулением и поправками в Конституцию 2020 года сохранилась в прежнем виде статьи 12 Конституции, согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Видимо, просто потому, что она не может быть изменена просто принятием поправок – нужен созыв Конституционного собрания. Зато «поправили» статью 132, оставив вопрос о статусе местного самоуправления в России де-юре открытым, хотя де-факто оно фактически встроено в общую вертикаль публичной власти.

Ну а самое интересное, это введенная поправками часть 1.1. ст. 131 Конституции. Она предоставляет органам государственной власти право участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

«В развитие этой нормы представляется целесообразным, чтобы кандидаты на должность глав муниципальных образований выдвигались по представлению руководителей соответствующих регионов», - предлагает Олег Иванов.

Возможно, это даже честное предложение. Ведь сейчас фактически это же и происходит в разных регионах страны. Губернатор неким образом доносит идею о том, что вот именно этого кандидата он поддерживает. Депутаты городской Думы, проведя конкурс, заслушав всех кандидатов, приходят к выводу, что глава региона прав и выбирают нужного человека мэром. То есть, фактически городские администрации и так превращены в некие территориальные отделы региональных правительств, а не избранные гражданами органы местного самоуправления. Осталось только закрепить это в точности юридически – уже принятые поправки в Конституцию позволяют это сделать.

Автор: Дмитрий Санников