Почти на три тысячи предпринимателей стало больше во Владивостоке за последние два года, а в малом и среднем предпринимательстве (МСП) занято свыше 120 тысяч жителей города. О том, как администрация взаимодействует с бизнесом, как изменился подход предпринимателей, в интервью ИА DEITA.RU рассказала заместитель главы администрации Владивостока Екатерина Сиволовская.
– Екатерина Васильевна, на сайте ФНС видно, что количество предпринимателей растет в Приморском крае, и большую часть, как можно предположить, обеспечивает Владивосток. Какие сферы выбирают горожане, когда открывают бизнес?
– Вы правильно заметили. Несмотря на сложности последних лет, мы фиксируем устойчивый рост малого и среднего предпринимательства. Владивосток стабильно остается лидером в крае и по числу МСП, и по количеству самозанятых.
Если сравнивать с 2023 годом, когда было зарегистрировано 45 885 предпринимателей МСП, то по итогам трех кварталов 2025 года их уже 48 215. То есть за два года плюс почти 3 тысячи. Еще быстрее растет количество самозанятых. В 2023 году их было 32 тысячи, а к октябрю 2025 – 54 тысячи. Это уже очевидный тренд, что люди выбирают гибкую форму заработка.
Говоря о сферах деятельности, чаще всего МСП выбирают оптовую и розничную торговлю, логистику, строительство и сферу услуг. Самозанятые - обычно это сфера услуг: парикмахеры, косметологи, репетиторы, водители такси, фотографы, дизайнеры а также мастера бытовых услуг.

– Сколько всего людей работает в МСП?
– В среднем на одно предприятие МСП приходится 2-3 сотрудника. Если умножить на нынешние 48 тысяч предпринимателей, получим свыше 123. Практически каждый пятый житель Владивостока либо сам является предпринимателем, либо работает в сфере МСП.
– Есть ли системные проблемы, с которыми администрация сталкивается, взаимодействуя с предпринимателями?
– Основной из проблем я бы назвала нелегальную торговлю. Для нас принципиально важно обеспечить честную конкуренцию: если один предприниматель работает законно и платит налоги, а второй нет, то это несправедливо.
Объясню на примере нестационарных торговых объектов. В этом году мы как раз провели большой мониторинг. На сегодня в городе их насчитывается около 2,2 тысяч. В основном это небольшие киоски, павильоны, лотки и т.д. Незаконных точек оказалось 226, из них 140 уже демонтировали, остальные в очереди.
Почему это так важно? Один предприниматель законно оформил ларек, а его сосед нет. Получается, что один из них платит налоги, следит за качеством продуктов, а второй не платит в городскую казну, за качеством товара не следит, и получается, что он экономит на обязательных платежах, оказываясь в более выгодном положении, чем первый.
Однако стоит подчеркнуть, что наша задача не карательная. Если предприниматель выходит на связь, устраняет нарушения, то отлично, мы только «за». Для понимания: за последние два года мы предоставили бизнесу более 100 новых мест под размещение киосков, а найти их в плотной городской застройке очень сложно.
.jpeg)
– Какие самые частые нарушения среди НТО?
– Можно выделить несколько. Во-первых, это задолженности по оплате, превышение площади торгового объекта и не несоответствие внешнего вида. Для исправления этих нарушений предпринимателям дается месяц. Пр необходимости срок может быть продлен. И если после этого с их стороны нет подвижек, то вопрос о демонтаже выносится на координационный совет при главе Владивостока, где уже принимается решение.

– Где именно были предложены новые площадки под НТО для бизнеса?
– Важно, что мы развиваем торговлю вместе с благоустройством. Проект «Доступное Приморье» - один из таких примеров. С прошлого года появились новые оранжевые павильоны с символикой тигра. В 2025-м завершили благоустройство площадки на улице Адмирала Горшкова, где установили пять павильонов: молочная продукция, мясо, мороженое, кондитерка. Похожий проект сейчас реализуется на Красного Знамени.
Есть и частные инициативы. Например, павильоны фабрики мороженого в разных районах города. Предприниматель не только поставил павильон, но и отремонтировал плитку, установил лавочки и освещение. Сделав новые точки притяжения: люди покупают мороженое, а после просто сидят, отдыхают.

– Екатерина Васильевна, уже известно, что в скором времени крупнейший рынок во Владивостоке престанет существовать. У администрации есть, какие-нибудь планы по поиску нового места для крупного рынка и в продолжение этого вопроса, что происходит с ярмарками?
– Ведется проработка нескольких инвестиционных проектов по созданию крупных торговых пространств. Если же говорить о ярмарках, то в городе действует четыре муниципальных ярмарки, самая крупная - на улице Жигура. В других районах проходят ярмарки меньшего формата.
Безусловно, они пользуются популярностью у горожан, потому что есть возможность прийти, купить свежий и качественный продукт, произведенный в Приморском крае. Для предпринимателей, которые приезжают из края, это возможность реализовать свою продукцию. Участие для продавцов - бесплатное. Их обязанность – это привести место в порядок. В год, примерно, проходит около 340 таких ярмарок, и совокупное участие в неделю участников порядка 130-150 производителей.
Сейчас мы начали тестировать новый формат – мини-ярмарки у дома. Это точки на 3–4 хозяйствующих субъекта: мясо, молоко, овощи, рыба. Уже работают тестовые площадки на Героев Хасана и Верхнепортовой. Если эксперимент окажется успешным, распространим эту практику на все районы города.

– Интересно, но, кажется, что на подобных ярмарках будет отсутствовать конкуренция, а значит цены могут пойти вверх, разве нет?
– Не думаю. Сотрудниками профильного упроавления осуществляется мониторинг цен на всех ярмарках. Желтые ценники – это как раз торговля по минимальной цене. Если предприниматель будет повышать цену, то его заменяют другим участником из реестра местных производителей.
– С какими системными проблемами сталкиваются предприниматели Владивостока?
– На сегодня у всех проблемы очень похожие. Во-первых, это доступность и стоимость финансового ресурса.
– Дорогие кредиты?
– Если простым языком, то да. Сейчас кредиты дорогие. На текущий момент есть краевые институты поддержки, с помощью которых можно решить этот вопрос. Но, тем не менее, проблематика остается.
Во-вторых, есть вопрос кадрового дефицита: очень большая проблема нехватка продавцов. Их сейчас очень сложно найти. Бывает, приезжаешь с в торговый объект, а он закрыт. Звонишь предпринимателю, задаешь вопрос, а он отвечает: «нет продавца». Подобная картина наблюдается во многих сферах, в том числе в общепите, где не хватает поваров и официантов.
– Если говорить широко о владивостокском бизнесе, он изменился?
– Изменился, очень сильно поменялся подход. Если раньше часто работали по принципу «поставил объект, и дальше как получится», то сейчас бизнес думает в долгую. Даже в непростых экономических условиях предприниматели стараются выстраивать устойчивую модель, а не зарабатывать здесь и сейчас.

– Как это проявляется на практике?
– В ответственности. Мы это видим по цифрам бюджета города. В 2025 году от размещения нестационарных торговых объектов, аукционов и деятельности НТО в бюджет поступило более 53 миллионов рублей, что почти на 25 % больше, чем годом ранее.
Во многом рост связан с тем, что предприниматели стали дисциплинированнее: снизилась задолженность, платежи вносятся вовремя, бизнес выходит из тени. За год нам удалось снизить дебиторскую задолженность почти на треть, с примерно 40 миллионов рублей до 27 миллионов. Это результат совместной системной работы, но и отклика со стороны самих предпринимателей. Они понимают, что работать в правовом поле выгоднее и спокойнее.
Кроме этого, бизнес поменял отношение к городской среде. Ранее я уже приводила пример с благоустроенными скверами.. Подобных кейсов достаточно много, предприниматели уже думают, как благоустроить территорию для своих клиентов, в том числе встроиться в город, сделав пространство комфортным.
– Хотите сказать, что бизнес стал более зрелым?
– Именно. Теперь они думают не на сезон, а на годы вперед, от чего выигрывают все: предприниматели, горожане, гости Владивостока и все участники экономических взаимоотношений.