DEITA.RU
DEITA.RU

«Находка просто вымрет»: ученый рассказал об угрозах химического завода

Общество
Приморье

«Находка просто вымрет»: ученый рассказал об угрозах химического завода

Профессор Владимир Раков рассказал, как Находка попала в угольный плен и почему там нельзя строить завод по производству метанола, сообщает DEITA.RU. 

В последние дни строительство завода остается темой номер один в приморских СМИ. К баталиям общественников и промышленников приковано внимание жителей. Чего они боятся и почему экологи выступают против этого проекта, рассказал  председатель общественного Координационного совета по проблемам экологии Приморского края, главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института (ТОИ) ДВО РАН, доктор биологических наук Владимир Раков.

Во-первых, потому что ей и так досталось – угольные терминалы не первый год доставляют неудобства жителям и вредят экологии края, тогда как город исторически развивался, как центр рыбопереработки. 

Первый жироплавильный завод был построен в Находке в 1890 году. К началу 30-х годов прошлого века многочисленные рыбодобывающие и перерабатывающие предприятия были объединены в крупные предприятия, напомнил Раков. Они сыграли важную роль и во время Великой Отечественной войны, а в послевоенный период Находка получила статус города и порта, и основная деятельность населения была связана с добычей и переработкой рыбы. Численность населения с 1950 до 1992 гг. выросла с 28 до 166 тысяч человек, то есть почти в 6 раз за 40 лет, отметил эксперт.

 Однако с 1993 года начался развал рыбной отрасли на Дальнем Востоке, многие предприятия были ликвидированы или перешли в частные руки, а численность населения за 10 лет снизилась на 20 тысяч человек.

«Были предприняты и искусственные меры к дальнейшему падению – к городу присоединили сначала поселок и порт «Восточный» в бухте Врангеля, а затем поселок Южно-Морской. Кроме старой территории города возникли два анклава, разделенные до сих пор территорией Партизанского района. За счет этого численность населения города резко увеличилась до 173,5 тысяч человек (по данным 2005 года), что, однако, не сдержало дальнейшее падение, и в настоящее время она снизилась примерно до 145 тысяч человек, то есть почти на 16,5% за 15 лет, и продолжает падать. Упали и другие социально-экономические показатели города», - отметил ученый.

В их числе резкое ухудшение экологической обстановки и попытки навязать городу не свойственные для рыбохозяйственного направления, ненужные и опасные производства, оформленные в так называемый ТОР «Нефтехимический», подчеркнул Раков.

«С начала 2000-х годов в городе одно за одним стали закрываться рыбопромышленные предприятия. А порты с причалами, ранее предназначенными для перевалки рыбы и рыбной продукции, леса и продуктов его переработки, металлопроката, автомашин, контейнерные терминалы и тд. были приспособлены под открытую перевалку каменного угля, относящегося к 3 и 4 классам опасности», - продолжает эксперт. 
Находка к этому готова не была – рядом с угольными причалами оказались жилые микрорайоны с больницами, школами, детскими садами и другими социально-значимыми объектами. Многие из них оказались в санитарно-защитной зоне угольных портов, то есть в зоне поражения людей угольной пылью и ядовитыми газами, выделяемыми из каменного угля. Поскольку при этом не были учтены особенности муссонного климата, то в зоне поражения оказался по сути весь город, расположенный вдоль береговой линии залива Находка. Поэтому люди спешно покидают Находку или остаются только потому, что им уезжать некуда, отметил Владимир Раков.

Еще одно опасное производство в городе ухудшит условия жизни и усилит отток населения, считает эксперт. 

«Метанол – сильнейший яд, относящийся к 3 классу опасностей, выше только радиоактивные. На заводах по производству минеральных или химических удобрений получают, хранят, перегружают и транспортируют различные вещества, необходимые в производственном процессе удобрений, которые сильно ядовиты, как и конечные продукты их производства – метанол и  аммиак. Для таких производств в ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены особые статьи, в СанПине – обязательная санитарно-защитная зона шириной не менее 1000 метров от территории предприятия. Случаи серьезных аварий с человеческими жертвами на заводах химических удобрений бывают очень ежегодно. Наиболее известная – трагедия на заводе в индийском городе Бхопал, где погибли десятки тысяч жителей не от взрыва, а от элементарной утечки ядовитых веществ», - делится своими опасениями ученый.

  Загрязнение окружающей среды неизбежно, считает эксперт, и губительно для водных и наземных природных экосистем. Понятно, почему отношение жителей Приморья к этой стройке – резко отрицательное. Кроме того, и экономическая выгода для Приморского края, по мнению экспертов, весьма сомнительна.

«Завод химических минеральных удобрений ни городу Находка, ни его жителям, ни жителям окрестных поселков и сел не нужен! Он для них даже опасен, лишает их работы, которой они традиционно занимаются многие десятилетия, и поэтому заставляет их покидать родные места. Отношение местных жителей к проекту в основном резко отрицательное. В правительстве должны понимать, что с появлением заводов ВНХК и НЗМУ начнется массовый исход из города Находка его населения, так как бывшие рыбаки и рыбобработчики, моряки и докеры в области нефтехимии работать не будут. Жизнь и здоровье их семей превыше всего, и они будут бороться за нормальную окружающую среду и всегда выступать против строительства подобных опасных предприятий», - подытожил Раков.

Напомним, ранее, на встрече приморских экологов с руководством было заявлено, что НЗМУ готов рассматривать нулевой вариант – отказ от строительства в городском округе Находка, или альтернативную площадку.

Популярное
Тест
Авторская колонка
Выбор редакции
Последние новости
Другие новости:

Наказания за нарушения ПДД хотят ужесточить

21 сентября 2020, 09:45
Авто
В России

Наказания за нарушения ПДД хотят ужесточить

Эксперты и законодатели предлагают внести в КоАП целый ряд изменений, предполагающий повышение ответственности за нарушение ПДД, сообщает ИА DEITA.RU со ссылкой на «Парламентскую газету».

В частности, речь идёт об ужесточении наказаний для водителей, пользующихся сервисами каршеринга. Поводом для этого стала неприглядная статистика аварийности, провоцируемая такими водителями.

Так, предлагается существенно повысить штраф за управление арендованным авто водителем, не имеющим прав, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, до 30 тысяч рублей. Сейчас для обычного водителя такой штраф составляет до 15 тысяч рублей.

А вот езда в состоянии алкогольного опьянения для арендаторов машин может обойтись им штрафом до 50 тысяч рублей и лишением прав на срок до трёх лет. Сейчас за первым такой случай водителей штрафуют на 30 тысяч рублей и тоже отбирают права, но максимум на два года.

Повысить штрафы предлагается и за такие нарушения, как превышение допустимой скорости, нарушение правил маневрирования, непредоставление преимущества пешеходам на зебре, повторный проезд на красный и выезд на встречку, отказ остановиться по законному требованию сотрудника полиции.

Ранее сообщалось о том, что депутаты Госдумы хотят ввести в оборот новые специальные номера для машин каршеринга, чтобы окружающие могли легко вычислять их в потоке.