22 мая 2022, 09:45: Пенсионеров 1953 года рождения и старше предупредили о внушительной денежной выплате 22 мая 2022, 09:15: Всех получателей пенсий ждёт важнейшее изменение Курсы валют от ЦБ на 22.05.2022: 1 Доллар США = 58.89 руб. 1 Евро = 60.9 руб. 10 Китайских юаней = 88.8 руб. 100 Японских иен = 46.09 руб. 22 мая 2022, 08:15: Депутат рассказал, какая трава будет стоить 5 тысяч рублей штрафа дачнику 22 мая 2022, 07:15: Возобновить прямое авиасообщение намерены Россия и Таиланд 22 мая 2022, 06:15: Эксперт рассказал, почему автомобили не дешевеют при укреплении курса рубля Курсы валют от ЦБ на 22.05.2022: 1 Доллар США = 58.89 руб. 1 Евро = 60.9 руб. 10 Китайских юаней = 88.8 руб. 100 Японских иен = 46.09 руб. 22 мая 2022, 05:15: Игра по американским правилам: Ищенко раскрыл планы США на Россию 22 мая 2022, 04:15: «Игры будущего — 2024» пройдут в России 22 мая 2022, 03:15: Упадёт или продолжит взлетать? Как будут сдерживать укрепление рубля, рассказал экономист Курсы валют от ЦБ на 22.05.2022: 1 Доллар США = 58.89 руб. 1 Евро = 60.9 руб. 10 Китайских юаней = 88.8 руб. 100 Японских иен = 46.09 руб. 22 мая 2022, 02:15: Как россияне проведут отпуск в июне, рассказал известный сервис 22 мая 2022, 01:15: Недорогого отдыха россиянам можно не ждать – эксперт

Культуру в массы: обретения и запреты года в столице Приморья

28 декабря 2021, 13:30

Культуру в массы: обретения и запреты года в столице Приморья

Фестиваль пришёл – Фестиваль ушёл. Победа с музеем – Запрет на театр. Два лагеря, разнотолки и игнор.

В завершение 2021-го ИА DEITA.RU вспоминает самые яркие события года из культурной жизни Владивостока – столицы Приморского края и Дальнего Востока.

Бесспорно, самым значимым событием года стал Первый Международный Тихоокеанский театральный фестиваль (проходил в сентябре – октябре). Спектакли 9-ти театров из 8-ми стран Европы, Азии и Юго-Восточной Азии увидели зрители. Лучшие спектакли. Отметим важность для региона этого события с позиции развития театрального вкуса, различения качества и понимания. Театральная жизнь Приморья оторвана от мировых тенденций, многие её аспекты требуют конструктивного и качественного развития, это признают и местные театральные деятели, те из них, кто к развитию и качеству стремится на деле. Без зрителей театра нет, а зрительский вкус и, как следствие, требование к постановкам развиваются при просмотре работ высокого уровня, что и предоставил Первый Тихоокеанский театральный фестиваль. 

Он вызвал немало позитивного шума, и театралы уже прибывают в ожидании продолжения, вот только часть зрителей, опираясь на местный болезненный опыт, озабочена тем, как бы со временем фестиваль «не скатился». Но есть вера и в «противоядие», в то, что всё будет хорошо – программой Тихоокеанского фестиваля занимается команда Международного театрального фестиваля имени А. П. Чехова с тридцатилетним опытом стабильно качественного репертуара и международного признания.

Событие, которое также вызвало немалый резонанс, в том числе и разнотолки – в этом году впервые во Владивостоке отменен кинофестиваль «Меридианы Тихого» (проходил с 2003 года). Здесь зрители разделились на два лагеря. Кто-то жалеет об утрате, кто-то считает, что фестиваль, который начинался как кинопраздник для жителей города, давно скатился в междусобойчик для определённой группы лиц. Что только стоит опыт, когда в 2019 году перекрыли центральную зону отдыха горожан – Спортивную набережную, ради банкета для киноистеблишмента, закрыв людям доступ к морю. Тогда это вызвало волну гнева – о какой культуре можно говорить, если жителям города демонстрируют неуважение?

Всё же «Меридианы Тихого» не умерли – этот вывод можно сделать из информации, озвученной губернатором края.

«Но кинофестиваль требует серьёзной перезагрузки», – сказал Олег Кожемяко на встрече с журналистами в сентябре. И с этой позицией есть полное согласие. Что-что, а перезагрузка кинофестивалю, проходящему под руководством, опять же местных театральных деятелей, остро необходима.

Год завершается и позитивной созидательной новостью. Официальный юридический статус наконец-то обрёл музей современного искусства «Артэтаж». Эта история много лет возмущала городское сообщество: в 2014 году создатель и бессменный руководитель Артэтажа Александр Городний в дар Владивостоку безвозмездно передал собранную им коллекцию современного искусства, оцениваемую в десятки миллионов рублей, для создания муниципального музея современного искусства. Под будущий музей было выделено здание в центре города, а сам «Артэтаж» со всей коллекцией временно передан в ведение муниципального клуба «Светлячок» (впоследствии переименован в «Традиции и современность»). Но временное угрожающе стало постоянным, и на защиту коллекции и Артэтажа встала общественность – три года назад была создана инициативная группа «Культурный фронт», и вот «культурные бои» завершились победой.

Мэр Владивостока Константина Шестакова (руководит городом с июля 2021 года) смог услышать, увидеть ценность дара, сделанного Городним, для развития города, принять решение и совершить действие. За что ему большой и жирный плюс в карму. В конце декабря «Артэтаж» обрёл юридическую самостоятельность как «Центр современного искусства «Артэтаж». 

На этой позитивной ноте завершить обзор не удаётся. Аккурат под новый год во Владивостоке разразился «культурный» скандал.

Местное министерство культуры и архивного дела запретило к показу постановку для взрослых краевого театра кукол «До третьих петухов» по повести Василия Шукшина (премьера состоялась 18 и 19 декабря). Насколько известно, никаких официальных бумаг по поводу инцидента министерством не издано, да и не может быть такого по закону. Распоряжение «запретить» к руководству театра поступило по звонку и стало известно журналистам и общественности, вызвав недоумение и возмущение – действия воспринимаются как цензура, а цензура запрещена конституцией страны. Все попытки журналистов взять комментарии в министерстве до сих пор не увенчались успехом. Там «легли на дно» и игнорируют прессу, а через неё и общество. Предположение о том, что не понравилось министру, которая была на премьере, к общественности поступило только от недоумевающих руководителей театра кукол (им что-то было озвучено). Спектакль мало кто видел, его показали всего два раза, и что могло возмутить чиновников вплоть до запрета, сам сюжет или то, КАК постановку сделали в театре, общество не понимает. А так как министерство предпочитает молчать, тема обрастает слухами и не в пользу позиции руководства «культурной вотчины» края.

Конфликт на лицо, и для его разрешения важно выслушать мнение и позицию и запрещающей стороны тоже. Хочется напомнить, что диалог, так же, как и озвучивание своей позиции, - это нормальный управленческий процесс, а уходить в молчание, как это делает министерство культуры и архивного дела Приморского края, игнорируя жителей региона, это совсем уж некультурно.

Автор: Ирина Павленко