Исследование крупнейших российских экосистем 2023 - 2024 провело аналитическое агентство Spektr, сообщает ИА DEITA.RU со ссылкой на Business FM.
Под экосистемой в данном случае понимается ряд сервисов, относящихся к одной компании, объединяющий несколько вертикалей и связанный общей цифровой платформой.
За последние несколько лет цифровые экосистемы в России кардинально изменились. За 2 года было закрыто 37 сервисов и создано 67 новых. В результате исследования категории рынка B2C, лидерами стали МТС, «Яндекс», «Сбер», VK и «Тинькофф». Рассмотрим, в какой области преуспела каждая.
Аналитики обратили внимание, что в первую очередь операторы экосистем сделали упор на сфере медиа и развлечений - все участники рынка увеличили количество сервисов этих направлений.
МТС стала лидером среди российских экосистем по покупке и запускам новых сервисов. Количество сервисов увеличилось на 43% по сравнению с началом 2022 года. Кроме того, по данным исследования, компания активно выходит в новые вертикали. Например, сильные позиции экосистема заняла в медиа и развлечениях, развиваются сервисы для путешествий и финансов.
Больше всего интерес пользователей в Приморском крае вызвал книжный сервис «Строки», который прибавил 162,5% по сравнению предыдущим периодом. Второе место по спросу занял онлайн-кинотеатр KION, приморцы стали подключать его на 79,96% чаще, чем в прошлом году. Сервис блокировки спам-звонков закрыл тройку самых популярных сервисов в крае.
Лидером российских экосистем в сфере медиа назван VK. Возможно, это случилось после того как произошёл обмен активами с «Яндексом» - VK приобрёл «Яндекс Новости» и «Дзен», а «Яндекс» взял Delivery Club. Кроме того, VK и МТС активно развивают вертикально интегрированные структуры – от производства контента до концертных площадок.
«Яндекс» активнее всех занимает новые рынки. Яндекс Плюс и МТС Premium стали самыми быстрорастущими подписками. Число подписчиков их сервисов за 2022-2023 год увеличилось почти в 2 раза. При этом Сбер и Яндекс, в основном, расширяли подписку за счет своих сервисов и услуг, в то время как МТС и Тинькофф активнее подключали партнеров.
Экосистема «Сбера» больше всех фокусировалась на технологиях искусственного интеллекта. По выручке экосистем места распределились таким образом: «Сбер», «Яндекс» и МТС разделили первое, второе и третье места.
«Тинькофф» определили как самую развитую экосистему супераппа – многофункционального приложения, которое является основной точкой входа в экосистему.
Аналитики Spektr предполагают, что в будущем экосистемы станут развиваться с помощью нейросетевых языковых моделей (LLM и GPT).