ТОП-9 вопросов о гаражной амнистии

14 января 2022, 14:30
В России Жизнь Общество

ТОП-9 вопросов о гаражной амнистии

В прошлом году вступил в силу Федеральный закон о «гаражной амнистии». Согласно этому Закону, можно оформить в собственность землю с постройкой для стоянки автомобиля, главное, чтобы гараж отвечал определенным требованиям. Какие это требования, куда необходимо обращаться, в какую сумму обойдется приватизация – это и многое другое волнует читателей ИА DEITA.RU. Мы собрали их вопросы и обратились за разъяснениями к заместителю руководителя Управления Росреестра по Приморскому краю Наталье Балыш.

- Наталья Викторовна, самый первый вопрос, который волнует многих: какие объекты подпадают под действие нового закона?

-  Первое обязательное требование — гаражи должны быть построены до конца 2004 года, то есть до введения в действие Градостроительного кодекса РФ. Хоть и возводились они на земельных участках, предоставленных государством или предприятием, и не являются самовольными постройками, многие из них не оформлены в порядке, установленном действующим законодательством.  Соответственно, если возникали какие-либо спорные вопросы, то доказывать свое право владения приходилось через суд. Новый закон дает возможность оформить права на свои гаражи и земельные участки под ними в упрощенном, внесудебном порядке. Кроме того, гараж должен быть капитальным, т.е. иметь прочную связь с землей и фундамент, и не быть признанным самовольной постройкой по решению суда или органа местного самоуправления.

- А какие объекты не подпадают под «амнистию»?

- Кроме уже упомянутых некапитальных, а также гаражей, признанных самовольной постройкой, подлежащей сносу, правила «гаражной амнистии» не распространяются на подземные гаражи, созданные в многоэтажных жилых домах или офисных зданиях, на «ведомственные» гаражи, гаражи, построенные на территории индивидуальных домовладений, а также объекты, которые используются для предпринимательской деятельности – например, для оказания услуг по ремонту или мойке транспортных средств.

- Как «амнистировать» гараж – куда идти и с какими документами, что делать, если документов нет совсем?

- Перечень документов, дающих право на обращение в рамках «гаражной амнистии», очень обширен. Это может быть любое решение органа власти, подтверждающее предоставление земельного участка под гаражом, в том числе и советского периода; любое решение предприятия, предопределяющее создание и предоставление гаража; документ, подтверждающий выплату пая в гаражном кооперативе; членская книжка гаражного кооператива; соответствующее решение общего собрания кооператива -  и это далеко не полный список. Да, гаражная амнистия упростила порядок регистрации, но все же нужны документы, хотя бы косвенно подтверждающие право владения гаражом: документы о подключении гаража к электросетям или об оплате коммунальных услуг, старый техпаспорт, договор купли-продажи. А обращаться всегда следует в органы местного самоуправления.  Именно они имеют полномочия рассмотреть имеющиеся на руках документы, оценить их достаточность для подтверждения владения гаражом и в итоге принять решение о бесплатном предоставлении земельного участка под ним в собственность. Единое правило - «только такой документ» - отсутствует, каждый случай уникален и рассматривается индивидуально.

Общий алгоритм действий таков: прежде всего необходимо выяснить, стоит ли земельный участок под гаражом на кадастровом учете, т.е. имеет ли кадастровый номер. Сделать это можно через МФЦ, заказав выписку из ЕГРН, или посмотреть онлайн на публичной кадастровой карте, которая размещена в открытом доступе на официальном сайте Росреестра.

Если участок не стоит на кадастровом учете, то заявителю придется самостоятельно образовать этот земельный участок, обратившись к кадастровому инженеру для подготовки схемы расположения земельного участка под гаражом на кадастровом плане территории. После подготовки схемы необходимо обратиться в местную администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае положительного решения нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана участка и технического плана гаража.

При обращении в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка и государственной регистрации права собственности на гараж, кроме межевого и технического плана, необходимо также представить документы, подтверждающие пользование гаражом, о которых мы говорили с вами выше. В случае положительного рассмотрения заявления местная администрация примет решение о предоставлении участка в собственность бесплатно, а также самостоятельно направит в Росреестр заявление о регистрации права собственности на участок, о кадастровом учете гаража и регистрации права собственности на гараж. В итоге человек получает выписки из ЕГРН, подтверждающие регистрацию прав на гараж и землю.

- Вопрос в продолжение темы наличия или отсутствия документов. На пустыре за домом дед в 1980 году построил отдельно стоящий гараж, документов нет. Могу ли его зарегистрировать?

- Если этот гараж подпадает под действие закона, то есть он капитальный и не признан самовольной постройкой, то все же есть смысл обратиться в органы местного самоуправления. Как мы уже говорили, от них зависит очень многое, более того, закон предусматривает, что органы власти наделены полномочиями по определению иных документов, помимо перечисленных выше, которые могут быть основанием для оформления прав по гаражной амнистии.

- Объект находится в зоне, не предполагающей размещение гаражей, или частично разрушен, можно ли его оформить?

- Вид разрешенного использования земельного участка, который в последующем предполагается к предоставлению владельцу, должен предусматривать размещение или эксплуатацию гаражей. В случае несоответствия местной администрации, как уполномоченному органу, необходимо привести в соответствие зону или вид разрешенного использования. Если объект частично разрушен, он не может полноценно эксплуатироваться, а, следовательно, быть предметом «гаражной амнистии».

-  Сколько стоит оформить гараж в рамках «амнистии»?

- Само оформление гаража и земельного участка бесплатно, не нужно платить даже госпошлину. И все же определенное количество средств потратить придется, ведь для того чтобы поставить объекты на кадастровый учет, необходимо подготовить межевой план на земельный участок и технический план на гараж. Это работа кадастрового инженера, по цене которой сориентировать достаточно сложно, ведь стоимость этих услуг зависит от многих факторов: самого объекта и его местонахождения, конъюнктуры рынка. Но абсолютно точно владельцам гаражей в кооперативе можно существенно сэкономить, оплатив работу кадастрового инженера коллективно.

- Есть ли данные о том, сколько объектов может быть «амнистировано» в Приморье или Владивостоке?

- Никаких ограничений законодательством не установлено: все гаражи, так же, как и земля под ними, будут «амнистированы» в случае обращения их владельцев и при условии соответствия требованиям закона.  Что же касается потенциала «гаражной амнистии» в Приморском крае, то, по информации Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, по состоянию на 1 декабря прошлого года в Приморье значатся незарегистрированными более 59000 незарегистрированных гаражей, в том числе во Владивостоке – около 1700. Какое количество из них потенциально подпадает под действие гаражной амнистии – вопрос пока открытый.

- И последний вопрос – от редакции ИА DEITA.RU. «Гаражная амнистия» была объявлена уже достаточно давно, тем не менее первые сообщения о конкретных зарегистрированных в Приморье объектах начали появляться только в последнее время – с чем это связано? Проект буксует?

-  Четыре месяца для работы закона – совсем немного. При этом на конец прошлого года в Приморском крае было уже более 70 земельных участков, которые поставлены на кадастровый учет или права на которые зарегистрированы в рамках «гаражной амнистии»; право собственности зарегистрировано почти на 350 гаражей – то есть все эти объекты в работе, и сейчас идет процесс оформления в собственность земельных участков под ними.

Мы видим только конечный результат, которому предшествует целый комплекс различных процедур, и скорость достижения результата зависит от всех: от органов местного самоуправления, кадастровых инженеров, самих владельцев гаражей. Процесс идет, отрабатываются схемы взаимодействия между всеми его участниками – на это тоже нужно время.  Есть первые результаты, первый опыт, мы призываем и органы местного самоуправления разъяснять населению преимущества этого социально значимого закона, помогать людям при реализации в его рамках своих прав. И мы, конечно, со своей стороны, готовы оказывать полное содействие.

- Наталья Викторовна, спасибо. «Гаражная амнистия» набирает обороты, и наверняка вопросы от наших читателей еще будут, поэтому надолго, думаю, мы не прощаемся.

- Мы всегда открыты к диалогу и готовы ответить на все вопросы, которые находятся в нашей компетенции – и от журналистов, и от всех заинтересованных жителей Приморья.

Автор: Михаил Светлов